Человеческий фактор
Хотя проблемы профессионализма в последние годы находятся в центре внимания, становятся привычными сообщения о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов – лечащим врачам, потребители – производителям негодных лекарств и продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга.
Причина большинства техногенных катастроф – так называемый «человеческий фактор». Что скрывается за этим безликим словосочетанием? Безусловно, это профессиональная компетенция. Но профессионально важные качества формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Если у ребенка нет чувства любви и сострадания к людям, ни один институт не сделает из него хорошего врача. Можно получить блестящее образование на химическом факультете МГУ и заниматься изготовление наркотиков в домашней лаборатории. Один из самых популярных у молодежи видов спорта – биатлон. Очень практично: выстрелил и убежал.
Поэтому вся профильная ориентация в старших классах теряет смысл, если в раннем возрасте у ребенка не заложен фундамент личности. Или заложен, но не тот. Кстати, это все относится не только к молодежи: еще двенадцать лет назад зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7% взрослого населения, остальные считали главными путями к успеху деньги, связи, спекуляцию и мошенничество.
Очевидно, что слова ученых о деградации человеческих ресурсов в нашей стране – уже не предостережение, а констатация факта. После вступления России в ВТО ситуация только осложнится: на рынок рабочей силы хлынут мигранты, которые не боятся любого труда, не пьют и охотно размножаются.
Нельзя сказать, что никто не понимает значимости проблемы. Наоборот, ее важность подчеркивалась и декларировалась при любой власти. Сегодня старая система, работавшая недостаточно эффективно, разрушена, а реальных механизмов, обеспечивающих возможность полноценного профессионального развития каждого, пока нет.
Скрипучее слово «профориентация» заменили шипящим «профильное обучение». Затем «спустили» в школы руководство к действию – Концепцию профильного обучения.
Концепция профильного обучения, которая, по мысли ее авторов, должна в будущем решить кадровую проблему, во многом беднее принятой на десять лет раньше Концепции профессионального самоопределения (авторы – творческий коллектив ученых под руководством В.Полякова и С.Чистяковой), которая так и не была реализована. Одно из самых важных отличий – в прежней Концепции говорилось, что профориентационную работу надо начинать в начальной школе, когда закладываются основы будущей личности. По новой Концепции, предпрофильная подготовка начинается в старших классах.
И ни слова – о людях, которые эти основы должны закладывать. Школьный психолог? Классный руководитель? Преподаватель загадочной образовательной области «Технология»? Учительница, которая всю жизнь пугает ребят учебой в ПТУ или работой дворника, а сама по ночам моет подъезд?
Какими профессионально важными качествами, знаниями и навыками должен обладать этот специалист? Где их можно получить?
По каким программам и методикам работать? По ДДО, ОПГ и Карте интересов, над которыми потешались еще родители сегодняшних школьников? Большинство пособий не выдерживают никакой критики.
Где взять профессиографические материалы, без которых немыслима профильная ориентация? Из журналов, информация в которых проплачена коммерческими вузами?
Как соотносится количество и структура профилей с требованиями рынка труда?
Ответы на эти вопросы неизвестны ни учителям, ни психологам, ни руководителям школ.
Обычно профиль обучения определяет возможностями школы («сильные» физики, партнерские связи с техническими вузами – давайте сделаем физико-математический класс») и запросов учащихся, а точнее, их родителей, которые нередко руководствуются своими нереализованными амбициями и представлениями о счастливом будущем своих детей. В перспективе – еще одно поколение молодых людей, ищущее свое место в жизни методом проб и ошибок.
Как и раньше, в треугольнике «рынок – профессиональные намерения молодежи – профессиональное образование» отношения развиваются по типу раковых клеток, плодя никому не нужных специалистов, чтобы прокормить бессмысленное количество вузов.
Галина Резапкина