СЕМИНАР - 2008
Г.В.Резапкина
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся. Профильная ориентация необходима учащимся 8-9 классов для принятия осознанного решения о выборе профиля обучения. Однако профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому начинать профориентационную работу необходимо намного раньше, иначе все усилия психологов и педагогов будут малоэффективны.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Школа может направить свои усилия на отбор, селекцию «перспективных» детей, зарабатывая «очки» на медалистах и стремясь к 100% поступлению выпускников в ВУЗы. Или – на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.
Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса, хороших программ и учебников, компетентных специалистов в области профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Именно в этих целях разработан курс «Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся средней школы», представляющий целостною систему формирования психологической готовности учащихся к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Новизна подходов к решении профориентационных задач заключается в смещении акцента с диагностики профессиональных способностей и склонностей на развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом любой деятельности.
В программе представлен весь спектр профориентационной работы со школьниками: уроки и факультативные занятия, профессиональная диагностика, развивающие занятия, классные часы, внеклассная работа, работа с родителями. На каждом занятии слушатель будут овладевать конкретными методиками психолого-педагогической диагностики и развития профессиональных интересов, склонностей и способностей, адаптированными для использования педагогом.
Основная цель курса:
Изучение специфики профориентационой работы в школе
Развитие навыков психолого-педагогического сопровождения самоопределения учащихся
Освоение современных форм и методов профориентационной работы.
Кроме лекционной формы в обучении используются элементы тренинга, проблемные ситуации, самодиагностика. Слушатели курса будут обеспечены полным комплектом авторских программ и методик.
Курс рассчитан на школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов и других специалистов, стремящихся помочь своим ученикам правильно выбрать профессию и профиль обучения. В целях более полной реализации задач, заявленных в программе, желательно присутствие на семинаре двух представителей образовательного учреждения – классного руководителя и школьного психолога.
Учебный план курса
Занятие 1. Осознанное профессиональное и личностное самоопределение молодежи как задача государственной важности
- Профессиональное самоопределение и его место в образовательном процессе.
- Развитие представлений о профессиональном самоопределении. Современное понимание профессионального самоопределения. Концепция профессионального самоопределения. Основные положения Концепции профильного обучения
- Роль взрослых в формировании готовности детей и подростков к профессиональному самоопределению. Профессионально важные качества педагога. Методика «Психологический портрет учителя». Самодиагностика приоритетных ценностей, психоэмоционального состояния, самооценки, стиля общения и уровня субъективного контроля. Работа с родителями учащихся
Занятие 2. Формирование готовности к профессиональному самоопределению
- Возрастные особенности детей и подростков.
- Критерии и показатели готовности к профессиональному самоопределению
- Предпрофильная подготовка как средство формирования готовности к профессиональному самоопределению.
- Основные направления, формы и методы профориентационной работы.
Занятие 3. Групповые формы профориентационной работы со школьниками
- Технология групповой профориентационной работы с подростками: цели, задачи, условия проведения. Профессионально важные качества ведущего.
- Экспресс-диагностика готовности к выбору профессии «Скорая помощь в выборе профессии» как начальный этап профориентационной работы. Цели, задачи, процедура проведения.
- Мониторинг профессиональных планов и жизненных ценностей старшеклассников.
Занятие 4. Активизирующие методы профориентационной работы со школьниками
- Игры, упражнения, тренинги как эффективное средство активизации профессионального самоопределения учащихся на уроках и внеклассных занятиях.
- Возможности использования социально-психологического тренинга в целях профессионального самоопределения. Тренинги целеполагания и построения жизненной перспективы.
- Профориентационный тренинг «Необитаемый остров» для учащихся 6-7 классов.
- Тренинг профессионального самоопределения «Профессия и карьера» для учащихся 8-9 классов.
Занятие 5. Технология комплектование профильных классов условиях профильного обучения
- Цели и задачи комплектования профильных классов. Взаимодействие педагога и психолога. Работа с родителями учащихся.
- Технология отбора в профильные классы: принципы, формы и методы психолого-педагогической диагностики.
- Этапы отбора в профильные классы.
- Рекомендации по обработке и интерпретации результатов.
Занятие 6. Помощь классного руководителя учащимся 5-9 классов в профессиональном и личностном самоопределении
- Система классных часов в 5-9 классов «Уроки самоопределения» как средство формирования универсальных профессионально важных качеств.
- Помощь взрослого в формировании реалистичной самооценки и уровня притязаний детей и подростков.
- Направленность личности. Развитие эмоционально-волевой сферы детей и подростков.
- Развитие интеллектуальной сферы и навыков планирования профессиональной карьеры.
Занятие 7. Развитие универсальных навыков учащихся как условие их успешной социализации и профессионализации
- Возможности использования программ развития универсальных навыков в учебном процессе.
- Программа развития коммуникативной компетенции.
- Программа развития логического мышления.
- Программа развития навыков планирования жизненного пути.
Занятие 8. Факультативные занятия и уроки профессионального самоопределения
- Обзор и анализ программ профессионального самоопределения. Технология проектирование авторской программы.
- Программа профессионального самоопределения «Я и моя профессия»: цели, задачи, содержание, возможности.
- Программа «Психология и выбор профессии» как средство формирования реалистичных представлений о себе и профессиональной карьере.
Занятие 9. Компьютерные и аудиовизуальные средства профессионального и личностного самоопределения учащихся
- Обзор интернет-ресурсов по вопросам самоопределения молодежи.
- Презентация электронного учебника «Профессия и карьера».
- Видеокурс «Дороги, которые мы выбираем». Возможности использования на занятиях и во внеклассной работе.
Запись на семинар: metodkabi.net@mail.ru
|