Принцип лояльности
Работа психолога, как известно, строится на принципах добровольности и конфиденциальности.
Рассмотрим принцип добровольности. Психологу оказывает необходимую информационную, консультационную, психологическую помощь человеку, который пришел с конкретным запросом о выборе или смене профессии. Подростков чаще всего приводят родители, которые несут ответственность за своих несовершеннолетних детей. Правда, нередко эта ответственность перерастает в гиперопеку: родители, чаще всего матери, настолько плотно опекают своих чад, что просто душат их в своих объятиях. Такие родители говорят: «Мы учимся в таком-то классе…» или «Мы собираемся поступать туда-то…». Этот случай можно назвать добровольно-принудительным: подросток пассивен, скорее всего, эта консультация для него сейчас не актуальна. Потребность в консультации – не у подростка, а у родителей. Ее эффективность консультации в этом случае.
Примерно то же самое происходит, когда психолог проводит в неподготовленном классе групповую диагностику интересов и профессиональных склонностей с целью выбора профиля обучения. Как правило, это делается по запросу администрации.
Конечно, дети рады – кто будет возражать, если вместо урока и оценок – общение с человеком, который не кричит, не ставит двойки и вообще рассказывает о нужных вещах. Хорошо, если эта встреча послужит поводом для индивидуальной консультации. Хорошо, если кто-то впервые задумается не только о выборе профессии, но и об особенностях своего характера, поведения. Хорошо, если учитель или директор не потребует результатов диагностики.
А если потребует, перед психологом возникает проблема: в какой форме и каком объеме передать полученные результаты «заказчику», чтобы интересы детей не пострадали? Можно, конечно, рассказать классному руководителю или директору о принципе конфиденциальности. Но велика вероятность услышать в ответ: «А какой тогда смысл этой диагностики?» Вопрос, конечно, интересный…
Есть еще принцип лояльности по отношению к клиенту. Очень интересный принцип. В соответствии с ним психолог-профконсультант «уважает личность клиента, его достоинство, права и свободы, а также защищает его право на свободное самоопределение в области профессиональной деятельности».
Этих принципов придерживается все мировое психологическое сообщество. Различается только их понимание. В частности, во Франции клиентом профконсультанта считается тот человек, который проходит профдиагностику, а не тот, кто ищет специалиста и, соответственно, оплачивает услуги профконсультанта. Кстати, не дешевые. Профконсультант действует, прежде всего, в интересах клиента. Даже заключение он обязан согласовать с клиентом прежде, чем предаст его заказчику.
У нас клиент – тот, кто платит, а не тот, кому оказывается помощь. В наших условиях выполняется только принцип лояльности, да и то – по отношению к администрации, а не к детям. Роль такого психолога в школе заметна и всем понятна: протестировал, посчитал, проранжировал, вывесил в коридоре диаграммы и рейтинги. Итог – полученные в ходе формальных процедур недостоверные результаты, на основе которых принимается решение о профессиональном будущем подростка.
Галина Резапкина