Лекция по философии. Немолодая преподавательница занимает место за кафедрой. По аудитории волной проносится изумленный шелест: «Постирала!»
Сотни глаз изумленно таращатся на грудь философии в поисках привычного пятна на свитере. Женщина берет мел, поворачивается к доске и слышит за спиной непонятный ей вздох облегчения: все в порядке, пятно просто «переехало» на спину.
У каждого человека есть «пятно», которое видят все, кроме его самого.
Это – наши привычки, особенности поведения и внешности, которые мы не воспринимаем, потому что не можем видеть себя со стороны. Эта невидимая зона в психологии называется «слепое пятно». Размер «слепого пятна» зависит в первую очередь от способности человека осознавать себя: чем выше эта способность, тем меньше пятно. Осознаванию мешают стереотипы и профессиональные деформации. А может, наоборот – профессиональной деформации подвержен тот, кто не утруждает себя рефлексией своих чувств, не отслеживает свои реакции, не дает себе честной, иногда нелицеприятной оценки?
…Классный час на тему выбора профессии. Программы интересная и насыщенная – экспресс-диагностика, фрагменты из фильма, встреча с главным конструктором известного предприятия. Организаторы предусмотрели все до мелочей. Кроме поведения классного руководителя. Думали, что его роль будет пассивной – собрать, привести, поприсутствовать. Не получилось. Учительница громкими и неуместными замечаниями мешает выступающим говорить, а ребятам – слушать. Потом вскакивает с места и набрасывается на спокойно сидящего ученика со словами «Я его знаю, он никому не даст покоя, его надо отсадить». Женщина пенсионного возраста отволокла упирающегося девятиклассника вместе со стулом в угол, откуда ему нечего не было видно, и села рядом с чувством исполненного долга.
В такие моменты я жалею, что нет под рукой видеокамеры. Это надо показывать студентам педвузов. Или абитуриентам. Недавно я встретила своего классного руководителя. Наш класс был ее первым выпуском. Мы помним, как она возилась с нами, приглашала к себе домой. В ответ на дежурные вопросы «как работа, как дети?» на полном серьезе слышу: «Этих детей сразу надо было притапливать».
Я впервые задумалась о смене профессии, проработав в школе пять лет. Поводом стал мелкий эпизод у входа в какой-то старинный немецкий замок, куда я приехала на экскурсию. Меня возмутило поведение детей, которые громко смеялись и бросались фантиками. Я подошла и сказала что-то типа «ну-ка быстро собрали!» И они действительно «быстро собрали». В эту минуту подошла их классная дама и с той же интонацией сказала фразу на неизвестном мне языке. Когда говорит учитель, перевод не нужен.
Профессиональная деформация — явление, заметное только окружающим. Учитель, у которого потребность учить, давать оценки и всех контролировать становится второй натурой; военный, который даже дома не может избавиться от привычки всех «строить»; врач, воспринимающий всех людей как своих потенциальных клиентов и мысленно ставящий всем диагноз — не случайно «деформируются» представители социономических профессий.
В профориентации используются понятия «предмет труда», «объект труда». Дико звучит «человек – предмет труда», «ученик – объект воспитания». Если для врача больной – только объект, наделенный рядом симптомов, исцеления ждать не приходится. Если ученик для учителя – только носитель формальных характеристик – «успеваемость, поведение, общественная активность», может ли идти речь о воспитании и обучении? Помните Сократа? «Я ничему не могу его научить, потому что он меня не любит». Наивно, зато – честно.
«Объектный» подход – это монологический, эгоцентрический подход. Это – воздействие, пусть из самых добрых намерений, которые известно, куда ведут, а не взаимодействие двух людей, наделенных способностью мыслить, чувствовать, принимать решения. Диалогический подход отличается от монологического подхода доминантой на собеседнике. Встретить человека с доминантой на собеседнике – большая удача и большая редкость. Такой человек чувствует интерес к другому, а не изображает его. Он способен смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами собеседника. Он может отстаивать свою точку зрения, но при этом слышит аргументы другого. Про таких говорят – «врач от Бога», «учитель от Бога», «руководитель от Бога».
Мы ежедневно и ежечасно творим свои «доминанты».
Галина Резапкина, 04.04.2007