21 урок. Способность к предпринимательской деятельности.
…В этом нет ничего гениального или просто выдающегося.
Это лишь способ построения любого здорового бизнеса —
много пота, разумный подход и любовь к своему делу.
Уолт Дисней
По данным исследований, примерно половина людей, стоящих перед выбором профессии, собирается управлять другими людьми или финансами и планирует стать менеджерами, предпринимателями или просто руководителями, хотя только 5—7% людей имеют необходимые для этого способности.
Задание №1. «Я — руководитель».
Рассмотрите таблицу, в которой приведены профессионально важные качества руководителя и предпринимателя и оцените степень развития этих качеств у себя, отметив соответствующую клетку в таблице.
|
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Интеллект |
Может работать при дефиците информации, т.к. реконструирует события по деталям, обладает интуицией, которая помогает предвидеть события. |
Способен анализировать и систематизировать информацию, принимать верные решения и в ряде случаев прогнозировать события. |
Испытывает затруднения при анализе информации, не может построить целостную картину событий из отдельных фактов. |
Общительность |
К людям относится с искренним интересом и дружелюбием, легко устанавливает контакты с представителями различных кругов. |
К людям относится с уважением и интересом, вежлив, корректен, не избегает контактов с людьми, но и не стремится к ним. |
К большинству людей испытывает плохо скрываемое раздражение, с трудом находит общий язык с другими людьми. |
Ответственность |
Готов брать на себя ответственность не только за свои действия и решения, но и за действия своих подчиненных, причины неудач ищет в себе. |
Признает ответственность за свои действия и решения, но готов разделить ее с другими. |
Избегает принимать решения, при удобном случае перекладывает ответственность на других. |
Организаторские способности |
Способен увлечь людей своей идеей, может найти применение каждому человеку, создать условия для его работы и убедить в ее важности. |
Готов организовать других людей на общее дело, но может испытывать при этом трудности. Иногда проще это сделать самому. |
Не любит и не умеет организовывать других людей и испытывает трудности с самоорганизацией. |
Настойчивость |
Если принял решение, проводит его в жизнь быстро, решительно и бесповоротно. Идет к намеченной цели, не обращая внимания на трудности. |
Принятие решения дается ценой некоторых усилий.
Преодолевает преграды на пути к цели ценой большого напряжения. |
Испытывает беспокойство, если от него требуют активных действий, занимает выжидательную позицию. Отступает при первых трудностях. |
Задание №2. «Круг чтения».
Прочитайте этот рассказ. Как называется сейчас профессия приказчика? Почему Ивану платят в два раза больше, чем Петру?
Приказчик Петр сказал купцу:
— Хозяин, ты несправедлив. Я приказчик, и Иван приказчик, а платишь ты Ивану вдвое больше. Почему так? Ведь я выполняю все твои поручения.
— Я объясню тебе, — ответил купец. Но сейчас сбегай-ка быстро к дороге. По ней идет обоз, узнай, откуда он.
Петр сбегал к обозу и, вернувшись, сообщил:
— Он едет из деревни Федорино.
— Хорошо, — сказал купец, — а теперь узнай, куда он едет.
Петр выполнил и это задание:
— Он едет в село.
— Иван, — кликнул купец второго приказчика, — сбегай-ка к обозу и узнай, откуда он едет. Иван побежал к дороге и, вернувшись, сказал купцу:
— Хозяин, обоз едет из деревни Федорино в село на ярмарку. Везет много картошки. Нам не надо сегодня отправлять картошку на ярмарку — цена на нее упадет. Надо срочно отправлять туда капусту.
— Теперь ты понял, почему я плачу Ивану вдвое больше? — спросил купец у Петра.
(Грановская Р.М., Конфликты и творчество в зеркале психологии.)
Примечание. Приказчик — это та самая профессия, которая сегодня называется «менеджер». К выполнению одинаковых обязанностей два человека подходят по-разному: Петр — стандартно, Иван — творчески.
Задание №3. «Акулы» и «дельфины».
Прочитайте пары высказываний и отметьте те, которые вы разделяете.
1-а. Большинство людей – злые, слабые, глупые, порочные существа. Они понимают только язык силы. Они – мои конкуренты. |
1-б. Большинство людей достойны уважения и доверия. Добром можно добиться больше, чем силой. |
2-а. Одни законы хорошие, другие – плохие. Главное – не попадаться, если их нарушаешь. |
2-б. Надо соблюдать закон, даже если он мне кажется несправедливым. |
3-а. Я лучше всех. Если мои дела идут плохо, значит, виновато общество, законы, люди, которые мне мешают достичь успеха. |
3-б. Я – хороший человек. Возможно, для успеха мне не хватает изобретательности, опыта, организованности, трудолюбия. |
4-а. Мир враждебен и опасен. Природа – это кладовая, из которой надо брать столько, сколько сможешь, иначе возьмут другие. |
4-б. Мир прекрасен и удивителен. Он дает столько возможностей для раскрытия своих способностей, столько радости. |
5-а. Возможно, Бог существует, но Его законы и законы людей – несовместимы. Иметь репутацию верующего выгодно. |
5-б. Мир подчиняется не только материальным, но и духовным законам. Они действуют и в бизнесе. |
6-а. Мое дело – это источник моей власти, средство защиты от людей и общества. |
6-б. Мое дело – это мое призвание и предназначение. Это способ реализовать свои способности и свои идеи. |
7-а. Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо как можно дольше и счастливее. |
7-б. Для меня важно жить в согласии с собой. Мне хотелось бы оставить о себе добрую память. |
8-а. Счастье – иметь как можно больше денег, чтобы иметь как власть над людьми, жить комфортно и безопасно, ни в чем себя не ограничивая. |
8-б. Счастье – видеть, как реализуются мои самые смелые идеи, наслаждаться игрой своих сил, свободой и независимостью, честно смотреть людям в глаза и пользоваться их уважением. |
9-а. Для достижения своих целей хороши любые средства. |
9-б. Некоторые средства достижения своих целей для меня неприемлемы. |
10-а. Люди – потенциальные конкуренты. Объединяться с ними можно только для борьбы с еще более опасными конкурентами. |
10-б. Потенциально любой человек может стать моим деловым партнером. Искренность и доверие – лучшая основа сотрудничества. |
Если вы чаще выбирали вариант «а», вам ближе стратегия акул, если «б» — стратегия дельфинов. Аргументируйте свой выбор. В чем суть каждой стратегии?
Примечание. Стратегия «акул» направлена на личное обогащение за счет других, тогда как «дельфины» учитывают интересы других.
-
Какие способы разрешения конфликтных ситуаций близки «акулам» и «дельфинам»?
- Какая стратегия, на ваш взгляд, более дальновидна и почему?
Задание №4. «Честь превыше прибыли».
Прочитайте свод нравственных принципов в хозяйствовании, принятый на VIII Всемирном Русском народном Соборе 4.02.2004 г. :
- Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.
- Богатство — не самоцель. Оно должно служить созданию достойной жизни человека и народа.
- Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.
- Человек — не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.
- Работа не должна убивать и калечить человека.
- Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, особенно о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности.
- Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике может быть только прозрачным и открытым.
- Присваивая чужое имущество, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
- В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.
- Нужно уважать право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.
-
Как вы понимаете слова «Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности?»
- Какие изменения могли бы произойти в социально-экономической жизни
нашей страны, если бы все предприниматели придерживались этих правил?
- Какой тип предпринимателей их поддерживает, а какой — отвергает?
Подготовьте сообщение об одном из известных предпринимателей-меценатов XIX — начала XX, которые внесли огромный вклад в развитие русской культуры (А.А. Бахрушин, С.Т. Морозов, братья Третьяковы, С.И. Мамонтов и др.).
|