Г.В. Резапкина
Уроки самоопределения
(система классных часов для учащихся 5-9 классов)
IV. Мыслительные способности
Данная линия классных часов предполагает диагностику познавательной сферы. Лучше, если в этой работе будет принимать участие школьный психолог. Цель диагностики – не столько определить уровень сформированности некоторых качеств, сколько дать ребятам возможность увидеть свои сильные и слабые стороны. На успешность выполнения тестов интеллекта влияет эмоциональное состояние, состояние здоровья, условия работы, поэтому диагностику необходимо выполнять в спокойной обстановке и хорошем настроении. Впрочем, это относится к любому уроку :-).
8 класс. Интеллектуальная подвижность
Подростковый возраст — это время повышенной интеллектуальной активности. Именно сейчас формируются и развиваются ясность, гибкость, оригинальность и острота мышления, настойчивость, дисциплинированность, уверенность и самообладание. Эти качества обеспечивают способность к труду. Следующие упражнения направлены на развитие интеллектуальной подвижности, в основе которой лежит скорость переключения внимания.
Учащиеся быстро по цепочке называют буквы алфавита. Каждый должен запомнить свою букву. Затем учитель называет слово (для начала простое, из двух-трех слогов, например, школа). Ученик, который произнес букву «Ш», встает первый, за ним — тот, кому досталась буква «К» и т. д.
«Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация)
Инструкция. Работа, которую вы будете выполнять, требует концентрации внимания и быстроты действия. Перед вами бланк, разделенный на тридцать квадратов. Каждый квадрат — это простое задание, которое вы должны выполнить всего за три секунды. Задание не повторяется. Если вы не успели его выполнить, переходите к следующему.
Скачать бланк : blank_2320.zip
- Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца в году.
- Напишите слово «пар» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.
- Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.
- Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.
- Поставьте в треугольнике «+», а в прямоугольнике — «1».
- Разделите третий круг на две части.
- Напишите предпоследнюю букву своего полного имени.
- Соедините точки прямой линией и поставьте «+» в меньшем треугольнике.
- Зачеркните гласные буквы.
- Продлите боковые стороны трапеции до их пересечения друг с другом.
- Соедините между собой точки 2, 4 и 5.
- Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.
- Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В — стрелку, направленную вверх, под буквой С — галочку.
- Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус.
- Поставьте в верхнем левом углу прямоугольника 0, в нижнем правом — плюс.
- Подчеркните галочки и зачеркните палочки.
- Если в слове «подарок» третья буква — не «И», запишите сумму чисел 3 и 5.
- В слове «салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «дождь» зачеркните гласные.
- Разделите 54 на 9 и впишите результат в прямоугольник.
- Обведите в кружок повторяющиеся цифры.
- Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.
- Под согласными буквами поставьте плюс, а под гласными — минус.
- Напишите слово «мир» так, чтобы первая буква была написана в прямоугольнике, а последняя — в круге.
- Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, направленную влево.
- Заключите букву «М» в квадрат, «К» — в круг, «О» — в треугольник.
- Напишите в прямоугольнике сумму чисел 5 и 2.
- Зачеркните цифры, которые делятся на 3.
- Поставьте в круг галочку, а в прямоугольник — цифру 3.
- Обведите четные цифры.
- Поставьте нечетные цифры в скобки.
Скачать текст опросника : blank_2320.zip
Примечание. Учащиеся должны в ограниченный отрезок времени (три секунды) выполнить несложные задания, которые психолог зачитывает в обычном темпе, громко и четко. Ребят следует предупредить, чтобы они не смотрели друг другу в тетради и не просили повторить задание, иначе пропадет его смысл.
Методика используется для исследования лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на другие, прогноза успешности освоения нового вида деятельности. Методика обладает высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.
|
|