Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон
Слова в эпиграфе нашего занятия принадлежат средневековому французскому поэту и философу. Как вы их понимаете?
- «…Однажды учитель истории рассказал нам о древних греках, которые начертали на фронтоне одного из знаменитых храмов: «Познай самого себя». Я учился в пятом классе и, естественно, подумал о том. Что эти греки – довольно странные люди, если сочли нужным сделать именно эту надпись. Мой «пятиклассный ум» не мог представить, что в этом требовании могло содержаться что-то значительное, так как я был совершенно уверен, что знаю себя достаточно хорошо, чтобы над этим задумываться».
Ю.М.Орлов, Восхождение к индивидуальности
На каждом уроке вы будете открывать в себе что-то новое. Вы узнаете особенности своего мышления и нервной системы, свои интересы и склонности, уточните черты характеры. Эта информация принадлежит только вам, поэтому мы должны соблюдать конфиденциальность, т.е. закрытость, секретность этой информации. Информация может быть полезной только в том случае, если она достоверна. Поэтому в ваших интересах добросовестно выполнять все задания.
Большинство заданий основано на самооценке, то есть способности человека оценивать самого себя. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от собственного несовершенства. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов?
Я знаю свои физические данные |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
не знаю |
Я знаю свой характер |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
не знаю |
Я знаю особенности своих органов чувств |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
не знаю |
Я знаю свои способности (к чему я способен) |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
не знаю |
Я знаю свои потребности (чего мне хочется) |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
не знаю |
Когда ребята выполнят это задание, можно спросить, кто считает, что знает себя на пятерку, кто – на четверку и т.д. Это задание косвенно свидетельствует о реалистичности самооценки учащихся.
В течение 5 минут запишите пять разных ответов на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.
Примечание. Это упражнение при всей его внешней простоте достаточно глубокое и сложное даже для взрослых. Однако оно необходимо в целях осознания себя как личности. Вы можете предложить желающим прочитать свои записи вслух, не настаивая, ведь в начале урока вы говорили о конфиденциальности. Если в классе сложилась атмосфера интереса и безопасности, можно предложить ребятам отгадать, кому принадлежат ответы на вопрос «Кто я?» В этом случае вы собираете листочки и зачитываете ответы. Этот вариант позволит ребятам соотнести свою оценку с оценкой других, что важно для формирования реалистичного самовосприятия.
Ответы могут отражать ваши увлечения (музыкант, спортсмен, фанат, геймер…) или человеческие качества (ответственный, ленивый, добрый, веселый…). Какие из них можно отнести к положительным, а какие – к отрицательным? Каких характеристик больше? Обратите внимание детей, что это упражнение помогает человеку лучше понять себя, свое место в жизни.
Что такое «конфиденциальность?»
Почему Франсуа Вийон сказал: «Я знаю все, но только не себя»?
Как называется способность оценивать себя?